+7 (812) 618-41-41
Режим работы: с 10:00 до 19:00

Право руля! Учить водителей будут по-новому! Водителей будут учить качественно!

Акция Автошкола 2017
С
11 августа вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408"Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий". Это, без преувеличения, важнейший документ для всех будущих автомобилистов.

Достаточно сказать, что без этого документа до сих пор не смог бы начать действовать закон о безопасности дорожного движения, поправки в который вступили в силу еще 5 ноября 2013 года. Благодаря этим поправкам в законе появилась категория М, дающая право на управление скутерами и мопедами, для управления которыми ранее не требовалось получать права.

Но, несмотря на вступление в силу поправок, привлекать водителей транспорта категории «М» к ответственности было нельзя, так как еще не было документа, содержащего программы профессионального обучения, и, следовательно, не было возможности пройти обучение и получить заветные права. Теперь, после появления приказа, есть законные основания привлекать к ответственности за управление мопедом или скутером без документов. Кроме того, до вступления в силу вышеупомянутого Приказа, управлять мопедом можно было с 14 лет, а, получить категорию, согласно поправкам, только с 16.

Давно назревшая потребность – разработка нового экзаменационного регламента – не могла быть осуществлена без четких программ подготовки водителей. Экзамен можно принять только у человека, прошедшего определенную программу обучения, но программ как таковых просто не было.

Но к новому экзаменационному регламенту мы еще вернемся. Сейчас же поговорим о новых программах и выясним, чем они отличаются от тех, которые действовали ранее.

Теперь материально-техническое обеспечение автошколы должно соответствовать серьезным требованиям, которые касаются учебных автомобилей, а также оборудования классов и площадки. 17 ноября 2013 года также вступили в действие новые правила лицензирования, согласно которым любая автошкола для осуществления своей деятельности обязана получить заключение Госавтоинспекции на соответствие новым учебным программам. Программы устанавливают размер площадки – 0,24 га и более. Еще одно важное нововведение: в программах прописаны формулы, которые позволяют вычислить максимальное количество учеников при имеющейся материальной базе школы, то есть определяют ее пропускную способность.

Необходимость такой жесткой регламентации связана с тем, что в последние годы появилось большое число «липовых» автошкол, в которых не готовили водителей, а просто выдавали свидетельства о прохождении обучения. Ситуация усугублялась тем, что до введения в действие упомянутых поправок (до 5 ноября 2013 года), экзамены в ГИБДД можно было сдавать экстерном.

Необходимость получать заключение и оборудовать площадку должна, по мнению законодателей, значительно уменьшить число плохих автошкол. До недавнего времени никакого контроля над деятельностью автошкол просто не осуществлялось, поэтому для получения лицензии не требовалось ничего, кроме документов, и недобросовестная выдача прав была, что называется, поставлена на поток. Введение формул для расчета пропускной способности еще сильнее повлияет на сомнительные автошколы. Так что есть все основания надеяться, что часть автошкол просто закроется, а те, которые останутся, будут выпускать действительно профессиональных водителей.

Программы построены по модульном принципу. Базовый модуль рассчитан на 84 часа. Он посвящен законодательным основам безопасности на дорогах и правилам оказания первой помощи. Особое внимание уделяется безопасности детей и велосипедистов. Программы впервые включают основы водительской этики, которые помогут избежать конфликта на дороге или максимально мягко его решить.

Тем, у кого уже есть права, необязательно изучать базовый модуль. Требуется только пройти специальное обучение по нужной категории. Такой подход позволил сократить время на получение новой категории.

Таким образом, общее время обучения несколько увеличилось, а время для обучения по новой категории, наоборот, стало меньше. Кроме того, приказ впервые вводит такую форму контроля знаний, как внутренний экзамен.

Теперь вождению автомобиля с автоматической коробкой передач можно обучаться отдельно. Это нововведение сделано для тех, кото вообще не планирует иметь дело с механикой. После сдачи экзамена по этой программе обучающемуся ставят в правах отметку "АТ" (автоматическая трансмиссия). Примечательно, что обучение вождению с «АТ» занимает примерно столько же времени, сколько и обучение вождению с механикой.

Те, кто сейчас обучается в соответствии со старыми программами, будут заканчивать свое обучение по ним же. По новым программам будет обучаться уже следующее поколение автомобилистов.

Мы уже говорили, что отсутствие программ обучения не позволяло разработать регламент сдачи и приема экзаменов. После появления приказа этот вопрос снова стал актуальным. В данный момент Правительство рассматривает проект постановления о допуске к управлению транспортными средствами. Если оно будет принято и вступит в силу, то ГИБДД будет засчитывать внутренний теоретические экзамены и вождение как основные экзамены. Это буде распространяться на автошкол с автоматизированными площадками. Для остальных автошкол предусматривается практика приема экзаменов сотрудниками ГИБДД. Это сделано в качестве поощрения, так как сдавать экзамен на собственной площадке учащимся легче. При низких экзаменационных показателях такие автошколы будут сдавать экзамены на общих основаниях.

Уже почти готов и административный регламент, необходимый для приема экзаменов. Он будет принят, когда правительство одобрит и подпишет постановление о допуске к управлению транспортными средствами.

По материалам статьи В. Баршева в «Российской газете», http://rg.ru/2014/08/01/prava-site.html.